воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Премьера. Для кого "проблемы", а для кого "особенности"!

            Поскольку скоро в театре Саксаганского прмьера, предлагаю снова вспомнить о том, чем же характерно для театра это событие. Заодно и определённый ликбез будет для некоторых не совсем адекватных и излишне бережливых политиков. Так вот, чем, на мой скромный взгляд характеризуется премьера нового спектакля в театре и почему, в следствии этого, подобное так редко происходит в большинстве театров Украины, включая не только академические театры,но и  национальный театр.
            Итак, особенность первая - премьера - это всегда риск потерь. В чём потеря? А вы представьте себе обычный вечер среди недели, в который в театре, уже не первый месяц,а  то и не первый год идёт постановка, которая любима зрителям и приносит регулярно, доход театру. А что означает выход премьерного спектакля? Что теперь, возможно, проверенному спектаклю придётся "потесниться". Количество дней в месяце, в которые театр даёт спектакли, ведь не увеличишь! Будет ли новый спектакль хотя бы не хуже старого? На момент премьеры этого ещё никто не знает...
            Особенность вторая - премьера - это затраты! Что такое, с финансовой точки зрения, новый спектакль? Это новые костюмы, новые декорации. Их нужно изготовить, вернее, сначала придумать, а потом изготовить, но это уже тема для другого разговора. А это означает - материалы и, так сказать, человека-часы. Если в спектакле задействовано два-три актёра - это один разговор. А если полтора-два десятка? А если ещё принимает участие и балет, которому тоже нужны костюмы?! Не буду бросаться цифрами, можно каждому на досуге поразмышлять, в какую сумму может вылиться премьера любого известного вам произведения, которое вы уже видели ан сцене или хотя бы читали пьесу! Поверьте, результат, даже ориентировочный, заставит вас открыть рот..
                Особенность третья  - премьера - это напряжённый творческий труд. Длительный труд - недели, а иногда и месяцы. Следовательно, на тех, кто создаёт новый спектакль, ложится повышенная нагрузка. Актёры должны работать в спектаклях, которые уже давно идут на сцене и одновременно репетировать новый спектакль. А если мы рассматриваем современный успешный театр, коим и является театр Саксаганского,  то и то и другое требует от актёра полной отдачи. А если утром актёр работает над образом из психологической драмы самого высокого накала, а вечером - нужно "влезать" в образ из искромётной комедии положений? Представляете себе какой уровень мастерства предполагается в этой ситуации?
             Вы обратили внимание, что я использую термин "особенность"? Потому что основная масса театров, в лице их руководителей, оправдываясь, почему у них так мало премьер, называют эти и другие обстоятельства "проблема" или "препятствие". И только театр Саксаганского относится к этому как к особенности, и не более. Ну,  такая судьба у театра - хочешь радовать зрителя, мирись с этими особенностями!
                Но ведь и это ещё не всё. Потому что всё это приходится преодолевать театру, у которого КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает площадей! Вы когда-нибудь видели, как артисты балета крутят сальто в фойе?! На фоне пустого гардероба? Нет? А я видел....Почему они это делают в таком месте? А потому что больше негде! Сцена в тот момент была занята репетицией как раз нового спектакля, так что...
                 И вот несмотря на всё это театр Саксаганского под руководством Ускова год за годом выдаёт "на гора" от шести до 10 премьер в год! Вдумайтесь в эту цифру и посмотрите на эпизод из премьерного спектакля...давно это было!

Комментариев нет:

Отправить комментарий